Сама идея такой лиги имеет под собой немало оснований,
которые заключаются не только в ностальгических чувствах тех, кто помнит силу
чемпионата СССР. Вопрос в реализации этой идеи, которая, на мой взгляд, не
должна преследовать тщеславные амбиции тех структур, которые сейчас активно
лоббируют создание объединенного чемпионата. Это не должно быть демонстрацией
финансовой мощи в стремлении утереть нос тем, кто не подчинился воли
могущественной корпорации – все мы знаем какой.
Революций не надо и объеденный чемпионат сейчас кроме выжженной
земли за собой не оставит ничего. Доводы, что он будет мега-бизнесом ничем не
подкреплены. С чего вдруг взято утверждение, что такой чемпионат привлечет в
разы больше телевизионных и спонсорских денег? Что интерес к нему многократно
превзойдет интерес к существующим уже более двух десятилетий национальных
чемпионатов?
Поэтому двигаться в этом направлении нужно эволюционно.
Чтобы турнир развивался естественным образом, образовав в первую очередь
крепкий фундамент под собой. То, что
творится сейчас, похоже на попытку построить монументальный дворец для
избранных, в котором они будут упиваться своим величием. Для чего это всем
остальным?
А ведь по большому счету не нужно ничего придумывать. Загляните
в историю, не такую кстати и далекую, и посмотрите как развивалась Лига
чемпионов. По такому пути должна пойти и Лига СНГ, определив для себя следующие
этапы своего развития.
1.
Кубковая система
2.
Смешанная система с групповым этапом
3.
Формат Лиги
Кубковая система
Большинство клубов в СНГ играют по одному матчу в неделю.
Исключение лишь те, кто играет в еврокубках, но во-первых таких мало, а
во-вторых они редко проходят далеко по турниру. Поэтому дополнительные матчи в
еще одном кубковом турнире не слишком перегрузят календарь, тем более, что те,
кто действительно хочет выйти на европейский уровень, должен уметь играть в
режиме два матча в неделю .
Формат кубковой
системы
В основу определения сетки должен стать рейтинг. Даже два
рейтинга – один по странам, другой – по клубом. Как составить такой рейтинг
вопрос уже чисто технический.
Суть в том, что клубный рейтинг определяет восьмерку клубов,
которая начинает турнир весной со стадии 1/8 финала. Вторая восьмерка
определяется матчами на вылет, начиная с первого раунда.
Рейтинг по странам определяет количество клубов от каждой
страны в отдельности. Допустим, первые две страны в этом рейтинге участвуют
10-ю клубами, которые вступают в борьбу во втором раунде.
Представим, что начинают турнир 88 клубов. После первого
раунда остается 44, к которым присоединяются упомянутые выше 20 команд. Итого
64 клуба, что позволяет в три раунда определить восьмерку, которая вместе с
топ-восьмеркой продолжит турнир весной.
Если начать турнир в конце июля, то нет никой проблемы провести
эти 4 раунда до ноября. Это меньше чем по два дополнительных матча в месяц. И
то только для тех, кто будет проходить по сетке.
Весной к восьмерке, прошедшей первую половину, добавляется 8
лучших команд по рейтингу. Турнир продолжается с 1/8 финала. Таким образом,
получаем еще 4 раунда. Начав в марте, финал попадает на вторую половину мая. Супер!
Да, есть вероятность, того, что кто-то из клубов будет к
этому времени задействован в еще двух финалах (национального кубка и
еврокубка), но вероятность эта, согласитесь, крайне мала.
Вот примерный календарь такого турнира
Мотивация для клубов:
В чем интерес клубов в таком турнире? У каждого своя шкала,
но если просто перечислить, то список должен быть примерно такой.
Спортивный результат
В перспективе должен стать одним из главных мотивирующих
факторов
Выход на новые рынки
Для большинства клубов – отличная возможность показать товар
лицом и заработать на трансфере на богатых рынках Росси и Украины
Призовой фонд
Тут все понятно. Для бедных клубов любая победа должна
приносить деньги в бюджет.
Зачет в статистику
УЕФА
Идеально было бы, чтобы результаты в этом турнире как-то
учитывались в рейтингах УЕФА.
Если турнир в формате Кубка, что называется, приживется,
можно будет через 5-6 лет перейти к следующему этапу развития турнира.
Смешанная система с групповым этапом
Первая часть остается без изменений по формату, но
значительно уплотняется календарно, в том числе и за счет того, что 1-2 раунды
будут проходить из одного матча. Уплотнение делается для того, чтобы успеть до
Нового года провести матчи 1/8 финала и по три матча группового этапа.
Групповой этап будет в виде двух групп по 4 команды. По две
лучшие из каждой выходят в полуфинал.
Таким образом, весной командам предстоит провести минимум
три, максимум шесть матчей.
Формат Лиги
Конечная цель, чтобы первая восьмерка клубов была сеянной в
своей группе. Таким образом, получим 8 групп с выходом 16-ти команд в весну и
плей-офф с 1/8 финала – то, что сейчас есть у Лиги Чемпионов.
Как турнир в таком формате будет уживаться с Лигой чемпионов
- сейчас никто не скажет. Ответить на этот вопрос можно будет, только
проанализировав результаты турнира на первых двух этапах (Кубковом и смешанном
формате).
Маркетинг турнира
Здесь есть, конечно, свои особенности: и плюсы и минусы. К
первым можно отнести исторический или ностальгический аспект. Безусловно, когда
в решающих стадиях турнира будут встречаться пары вроде Спартак – Динамо К.
интерес будет обеспечен.
К минусам можно отнести неумение капитализировать этот интерес
из-за отсутствия опыта работы в условиях настоящего рынка. У украинских клубов,
кстати, успехи в этом более очевидны.
Но если делать все по науке, то выдумывать ничего не надо.
Нужно от корки до корки прочитать «Marketing and Football an International perspective» в которой Michel Desbordes очень
подробно описал как создавалась Лига Чемпионов. И перенять оттуда технологию по
строительству бренда: визуальные элементы, организационные моменты, позиционирование
, спонсорство, распределение ТВ-прав и так далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий