четверг, 14 февраля 2013 г.

Лига СНГ


Сама идея такой лиги имеет под собой немало оснований, которые заключаются не только в ностальгических чувствах тех, кто помнит силу чемпионата СССР. Вопрос в реализации этой идеи, которая, на мой взгляд, не должна преследовать тщеславные амбиции тех структур, которые сейчас активно лоббируют создание объединенного чемпионата. Это не должно быть демонстрацией финансовой мощи в стремлении утереть нос тем, кто не подчинился воли могущественной корпорации – все мы знаем какой.
Революций не надо и объеденный чемпионат сейчас кроме выжженной земли за собой не оставит ничего. Доводы, что он будет мега-бизнесом ничем не подкреплены. С чего вдруг взято утверждение, что такой чемпионат привлечет в разы больше телевизионных и спонсорских денег? Что интерес к нему многократно превзойдет интерес к существующим уже более двух десятилетий национальных чемпионатов? 
Поэтому двигаться в этом направлении нужно эволюционно. Чтобы турнир развивался естественным образом, образовав в первую очередь крепкий фундамент под собой.  То, что творится сейчас, похоже на попытку построить монументальный дворец для избранных, в котором они будут упиваться своим величием. Для чего это всем остальным?
А ведь по большому счету не нужно ничего придумывать. Загляните в историю, не такую кстати и далекую, и посмотрите как развивалась Лига чемпионов. По такому пути должна пойти и Лига СНГ, определив для себя следующие этапы своего развития.
1.       Кубковая система
2.       Смешанная система с групповым этапом
3.       Формат Лиги


Кубковая система

Большинство клубов в СНГ играют по одному матчу в неделю. Исключение лишь те, кто играет в еврокубках, но во-первых таких мало, а во-вторых они редко проходят далеко по турниру. Поэтому дополнительные матчи в еще одном кубковом турнире не слишком перегрузят календарь, тем более, что те, кто действительно хочет выйти на европейский уровень, должен уметь играть в режиме два матча в неделю .

Формат кубковой системы
В основу определения сетки должен стать рейтинг. Даже два рейтинга – один по странам, другой – по клубом. Как составить такой рейтинг вопрос уже чисто технический.
Суть в том, что клубный рейтинг определяет восьмерку клубов, которая начинает турнир весной со стадии 1/8 финала. Вторая восьмерка определяется матчами на вылет, начиная с первого раунда.
Рейтинг по странам определяет количество клубов от каждой страны в отдельности. Допустим, первые две страны в этом рейтинге участвуют 10-ю клубами, которые вступают в борьбу во втором раунде.
Представим, что начинают турнир 88 клубов. После первого раунда остается 44, к которым присоединяются упомянутые выше 20 команд. Итого 64 клуба, что позволяет в три раунда определить восьмерку, которая вместе с топ-восьмеркой продолжит турнир весной.
Если начать турнир в конце июля, то нет никой проблемы провести эти 4 раунда до ноября. Это меньше чем по два дополнительных матча в месяц. И то только для тех, кто будет проходить по сетке.  
Весной к восьмерке, прошедшей первую половину, добавляется 8 лучших команд по рейтингу. Турнир продолжается с 1/8 финала. Таким образом, получаем еще 4 раунда. Начав в марте, финал попадает на вторую половину мая. Супер!
Да, есть вероятность, того, что кто-то из клубов будет к этому времени задействован в еще двух финалах (национального кубка и еврокубка), но вероятность эта, согласитесь, крайне мала.

Вот примерный календарь такого турнира




Мотивация для клубов:

В чем интерес клубов в таком турнире? У каждого своя шкала, но если просто перечислить, то список должен быть примерно такой.
Спортивный результат
В перспективе должен стать одним из главных мотивирующих факторов
Выход на новые рынки
Для большинства клубов – отличная возможность показать товар лицом и заработать на трансфере на богатых рынках Росси и Украины
Призовой фонд
Тут все понятно. Для бедных клубов любая победа должна приносить деньги в бюджет.
Зачет в статистику УЕФА
Идеально было бы, чтобы результаты в этом турнире как-то учитывались в рейтингах УЕФА.
Если турнир в формате Кубка, что называется, приживется, можно будет через 5-6 лет перейти к следующему этапу развития турнира.

Смешанная система с групповым этапом

Первая часть остается без изменений по формату, но значительно уплотняется календарно, в том числе и за счет того, что 1-2 раунды будут проходить из одного матча. Уплотнение делается для того, чтобы успеть до Нового года провести матчи 1/8 финала и по три матча группового этапа.
Групповой этап будет в виде двух групп по 4 команды. По две лучшие из каждой выходят в полуфинал.
Таким образом, весной командам предстоит провести минимум три, максимум шесть матчей.

Формат Лиги

Если популярность Лиги растет, можно переходить к следующему этапу планомерному расширению группового этапа. Сначала вместо 1/8 финала сделать 4 группы по 4 команды, так чтобы весной команды начинали плей-офф с ¼ финала. 

Конечная цель, чтобы первая восьмерка клубов была сеянной в своей группе. Таким образом, получим 8 групп с выходом 16-ти команд в весну и плей-офф с 1/8 финала – то, что сейчас есть у Лиги Чемпионов.
Как турнир в таком формате будет уживаться с Лигой чемпионов - сейчас никто не скажет. Ответить на этот вопрос можно будет, только проанализировав результаты турнира на первых двух этапах (Кубковом и смешанном формате).   

Маркетинг турнира
Здесь есть, конечно, свои особенности: и плюсы и минусы. К первым можно отнести исторический или ностальгический аспект. Безусловно, когда в решающих стадиях турнира будут встречаться пары вроде Спартак – Динамо К. интерес  будет обеспечен.
К минусам можно отнести неумение капитализировать этот интерес из-за отсутствия опыта работы в условиях настоящего рынка. У украинских клубов, кстати, успехи в этом более очевидны.
Но если делать все по науке, то выдумывать ничего не надо. Нужно от корки до корки прочитать «Marketing and Football an International perspective» в которой Michel Desbordes очень подробно описал как создавалась Лига Чемпионов. И перенять оттуда технологию по строительству бренда: визуальные элементы, организационные моменты, позиционирование , спонсорство, распределение ТВ-прав и так далее.

В заключение еще раз отмечу, что данный сценарий развития Лиги СНГ ни при каких обстоятельствах не должен быть угрозой национальным чемпионатам. Те должны оставаться главными турнирами для клубов. А вот заменить умирающие и уже по большому счету никому не нужные Кубки – вполне. В Кубках останутся играть клубы из низших лиг. Стимулом для них кроме возможности завоевать редкий трофей, может стать путевка в Лигу СНГ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий